Главная
Регистрация
Вход
Среда
25.06.2025
16:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2013 » Сентябрь » 3 » 7 ноября родились...
12:58
 

7 ноября родились...

7 ноября родились...

Среда, 07 Ноября 2012 г. 01:01 (ссылка) + в цитатник

630
Констант II
византийский император, из династии Ираклия. Правил с 641 г. Внук императора Ираклия получил власть по требованию армии и константинопольского синклита в сентябре 641 г. из рук своего дяди и соправителя Ираклеона. Период его правления заполнен войнами с Арабским халифатом, армии которого в 648 г. дошли до Халкедона, а только что выстроенный арабский флот напал на Кипр и совершил первый набег на Сицилию (652 г.). Жертвой набега на Родос в 654 г. стал знаменитый Колосс Родосский. Особенно чувствительной для империи была потеря Египта (к 642 г., окончательно в 646 г.), так как эта богатейшая провинция издавна снабжала хлебом Константинополь. Вспыхнувшие мятежи в Карфагене и Северной Италии удалось подавить, и Констант упрочил свое положение на троне провозглашением сына Константина соправителем (654 г.). Спустя четыре года он предпринял поход против балканских славян, завершившийся сравнительно успешно. Судя по всему, это была первая крупная военная акция против славян с начала VII в. Особую страницу в истории эпохи занимают отношения императорского двора с Римом и догматическая полемика вокруг монофелитизма и моноэнергизма, поддерживаемых константинопольским патриархатом. Для успокоения умов императором был издан «Типос» (648 г.), запрещавший любые догматические споры; папа Мартин, выступивший резко против данного указа, по приказу Константа был арестован в Риме, доставлен в Константинополь и судим за государственную измену, затем сослан в Херсонес. К концу своего правления осуществил планы своего деда и навсегда удалился из Константинополя, избрав местом своего пребывания Сиракузы на Сицилии (663 г.). По преданию, поводом к этому послужило резкое осуждение в столице убийства подозрительным Константом родного брата. Однако в покинутом императором городе осталась его семья и старший сын Константин. Перед тем, как обосноваться на Сицилии, двенадцать дней провел в Риме, и это было последнее посещение римским императором древней столицы государства. Убит .в Сиракузах заговорщиками во время купания 15 сентября 668 года. По словам Феофана, некто Андрей, прислуживавший ему во время мытья, ударил императора шайкой по голове в ту минуту, когда тот намылил голову. Оглушенный Констант упал в воду и захлебнулся.

 (458x699, 100Kb)
1414
Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами
персидский и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классического периода поэзии на языке фарси. Родился в Джаме, близ Нишапура (Хорасан) в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Джами отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену "накшбандийе", привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 году наследовал тестю в должности гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Джами относятся прозаические суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы "Золотая цепь" (своего рода энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произведения, как трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (му'амма) - труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 веке. Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары, визиром которого был ученик и покровитель Джами Алишер Навои, значительно укрепил положение Джами. Период расцвета его литературной деятельности, наступивший после 1474 года, открывается религиозно-философскими касыдами "Море тайн" (1475) и "Сияние духа", в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых "Дуновения дружбы из обители святости" (1476-1478). В 1480-1487 Джами завершает цикл поэм "Семь корон" ("Созвездие Большой Медведицы"). В вошедших в него поэмах "Саламан и Абсаль", "Юсуф и Зулейха" и "Лейли и Меджнун" поэт использует классический жанр любовной повести для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т.е. божественной, любви. Поэма "Дар благородным" (1481-1482) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы "Чётки праведников" (1482-1483) и "Золотая цепь" (части 2-3, 1485-1486) примечательны разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению страной. Заключает цикл "Книга мудрости Искандара" (1486-1487) - поэтический ответ на "Искандар-наме" Низами. Последние годы жизни Джами ознаменованы созданием "Бахаристана" (1487), трёх лирических диванов (1479-1491) и "Трактата о музыке". Задуманный как ответ на "Гулистан" Саади "Бахаристан" состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен быть по представлениям Джами. Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое творчество Джами оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы, так и многих других литератур мусульманского мира. Умер в Герате 9 ноября 1492 года. Сочинения: Бахаристан (текст и немецкий перевод О.Н.Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Куллият, Таш., 1907; Ндфдхат-ол-онс, Тегеран, 1336 г. с. х. (1958); Асархон мунтахаб, части 1-5, Душанбе, 1964; в русском переводе - Избранное, Москва, 1955; Трактат о музыке, Ташкент, 1960; Юсуф и Зулейха, Москва, 1964; Саламан и Абсаль, Душанбе, 1967. Литература: Бертельс Е.Э., Навои и Джами, Москва, 1965; А. Джами. Сборник статей, Душанбе, 1965; Рукописи произведений Абдаррахмана Джами в собрании Института востоковедения Академии Наук Узбекской ССР, Таш., 1965; Брагинский И.С., 12 миниатюр, (Москва, 1966); История персидской и таджикской литературы. Под редакцией Яна Рипки, Москва, 1970; Хекмат А.А., Джами, Тегеран, 1320 г. с. х. (1941).

 (450x699, 117Kb)
1598
Франсиско де Сурбаран (испанское имя - Francisco de Zurbaran)
испанский художник, представитель севильской школы живописи. Сурбаран родился в городке Фуэнте де Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа. В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни святого Бонавентуры. В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз святого Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса». Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника. В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности. Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года. В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями. В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость образов (главным образом святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности.
Sewilla-pomnik_Zurbarana (387x700, 63Kb)
Памятник Сурбарану установлен в Севилье.
Известные картины: Христос на кресте (1627; институт искусств, Чикаго); Видения святого Педро Ноласко (1629; Прадо, Мадрид); Погребение святого Бонавентуры (1629; Лувр, Париж); Святая Маргарита (1631; Национальная галерея, Лондон); Апофеоз святого Фомы Аквинского (1631; Музей искусств, Севилья); Святой Андрей (1632; Будапешт); Подвиги Геркулеса (1634; Прадо, Мадрид); Оборона Кадиса (1634; Прадо, Мадрид); Святая Аполлония (1636; Лувр, Париж); Поклонение волхвов (1639; Музей изящных искусств, Гренобль); Святой Франциск (1658; Мюнхен); Отрочество мадонны (1660; Эрмитаж, Санкт-Петербург).

 (599x699, 63Kb)
1687
Уильям Стакли (William Stukeley)
выдающийся английский антиквар и полевой археолог, оставил точное описание древностей Британии. Особое значение имеют его отчеты о Стонхендже (1740 г.) и Эвбюри (1743 г.). Менее успешными были его попытки интерпретации, а также стремление некритически приписывать все древности друидам. Умер 3 мая 1765 года.

 (491x699, 66Kb)
1744
Нестор Максимович Амбодик-Максимович (псевдоним — Амбодик, с латинского «дважды скажи», ambo dic, был как бы вежливым напоминанием окружающим о том, что отчество и фамилия Нестора Максимовича Максимовича тождественны)
российский учёный-акушер, медик, педиатр, ботаник, фитотерапевт, геральдист. Доктор Страсбургского университета, профессор акушерства. Нестор родился в селе Веприки (современныйГадячский район, Полтавская область, Украина), в семье священника, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Он получил домашнее начальное образование, затем учился в Киевской духовной академии, которую закончил в 1768 году. На следующий год Нестор поступил в Санкт-Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя. В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е.Д.Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив 26 сентября 1775 года докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н.Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка. По возвращении в Санкт-Петербург в сентябре 1776 года и сдачи экзамена в Медицинской Коллегии Н. Максимович получил право практиковать в качестве младшего доктора Санкт-Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях. В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н.Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург. 10 мая 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Санкт-Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года — в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах. В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни. В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа 1812 года. Место захоронения Н.М.Максимовича также неизвестно. Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям. Фантом женского таза с деревянной куклой-ребёнком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам. Н.М.Максимович издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» — первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения до сих пор не утратили своей актуальности, например, описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами. Нестор Максимович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода, при котором первой вставляется передняя часть или задняя часть теменной кости. Он одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях. Принцип операции при ножном предлежании плода актуален и сегодня. Максимович был сторонником по возможности естественного протекания родов, он основоположник бережного ведения родового процесса, в основе которого лежит выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры. Ему принадлежит следующее выражение: …Искусная и проворная бабка и благоразумный врач не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми прочими искусственными фудиями (инструментами). Особое значение учёный придавал патологии беременности, а также образу жизни будущей матери. Широкое распространение получил предложенный им метод массажа матки на кулаке с целью её сокращения, предупреждающий возможное послеродовое кровотечение. Подобный массаж применяется и в современной акушерской практике. Н.М.Амбодик-Максимович получил наименование «отца русского акушерства». Часть 5 «Искусства повивания» Нестора Максимовича, фактически, является первым руководством по педиатрии на русском языке. Он также является автором первых в Российской империи медицинских словарей и создателем российской медицинской терминологии. Нестора Максимовича считают также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний, высказывая передовую по тому времени мысль: Чем больше с природой согласно будет врачевание приключающихся человеческому роду болезней, тем больших успехов от врачебной науки и вящей пользы от употребляемых лекарств впредь ожидать можно. В 1784 году учёным была издана книга «Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Её Императорского величества Екатерины II в 1784 году профессором Н.Амбодиком», представляющая собой богатейшее собрание описаний лекарственных растений. Помимо акушерства и медицины Нестор Максимович занимался геральдикой. В 1811 году в Императорской типографии Санкт-Петербурга вышла его книга «Избранные емблемы и символы на российском, латинском, французском, немецком и английском языках объясненные, прежде в Амстердаме, а потом во граде Святого Петра 1788 года, с приумножением изданные Статским Советником Нестором Максимовичем Амбодиком». В этом третьем переиздании петровских «Символов и эмблемат» 1705 года, отпечатанных в Амстердаме, Н. Максимович перепечатал полностью офортом все 840 изображений из первого издания, добавил 70 страниц римской пагинации с объяснениями, иконологическими описаниями изображений, краткими толкованиями изображений, а также описанием государственных гербов Российской Империи. Всё это он украсил большими, гравированными виньетками, авторство которых установить не удалось. Некоторые научные труды: «Анатомо-физиологический словарь, на российском, латинском и французском языках, с кратким описанием сих (анат. и физиол.) наук» (титульный лист, 1783); «De hepate humano» (Diss. Argento r ati, 1775); «Искусство запелёнывания» (Санкт-Петербург, 1784—1786); «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле и т. д., на 6 ч. разделенная и многими рисунками снабденная» (Санкт-Петербург, 1784—1786); «Врачебное веществословие или описание целительных растений во врачевстве употребляемых etc.» (4 части с 134 рисунками, Санкт-Петербург., 1783—1789); «Анатомо-физиологический словарь, на российском, латинском и французском языках, с кратким описанием сих (анатомии и физиологии) наук» (Санкт-Петербург., 1783); «Словарь медико-хирургический на латинском и российском языках собранный» (Санкт-Петербург, 1780); «Физиология или естественная история о человеке и проч.»; «Первоначальные основания ботаники, руководствующие к познанию растений» (Санкт-Петербург, 1795) — первая русская ботаника; «Новый ботанический словарь на российском, латинском и немецком языках» (Санкт-Петербург, 1795—1804; 2 издание 1808). Литература: Аблицов В. «Галактика „Украина“. Украинская диаспора: выдающиеся фигуры» — Киев: КИТ, 2007. — 436 страниц; Лукьян М. Основатель отечественного акушерства Нестор Максимович (Амбодик) // Здоровье Украины. — сентябрь 2007. — № 18; Российский Д.М. Основоположник отечественной фитотерапии Н.М.Амбодик // Клиническая медицина. — 1945. — № 10—11; Российский Д.М. Отец русского акушерства и основоположник медицинской ботаники и фитотерапии Н.М.Максимович-Амбодик // Акушерство и гинекология. — 1948. — № 6.

Kalkbrenner (583x700, 96Kb)
1785
Фридрих Вильгельм Михаэль Калькбреннер (немецкое имя - Friedrich Wilhelm Kalkbrenner)
пианист-виртуоз и композитор. Сын Христиана Калькбреннера. Учился музыке в Париже у Луи Адана. Артистические путешествия по Германии, Англии, Франции дали ему большую известность. Перед Калькбреннером преклонялся Шопен и был счастлив играть с ним в четыре руки. В 1814—1823 концертировал и преподавал в Лондоне, затем вернулся во Францию. В 1824 основал с Плейелем фортепианную фабрику, которая вскоре получила всемирную известность. Многочисленные сочинения Калькбреннера: концерты, рондо, фантазии, трио для фортепиано со струнными, дуэты для фортепиано и скрипки, сонаты для фортепиано — пользовались большим успехом. Однако еще больший отклик имел его курс игры на фортепиано и упражнения к нему. Умер в Энгиен10 июня 1849 года.

 (544x698, 126Kb)
1787
Вук Стефанович Караджич (Вук Стефановић Караџић/Vuk Stefanovi Karadi или Вук Караджич)
национального возрождения, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1851). Родился в Тршиче (западная Сербия). Сын крестьянина. Получил начальное образование в школе при сельском монастыре, затем служил писарем. Участвовал в Первом сербском восстании 1804-1813. Деятельность Караджича фактически начинается с его поездки в Вену в 1813, где его лингвистические способности впервые получили признание. Здесь он познакомился с известным славистом словенцем Е.Б.Копитарем, который оценил глубокое знание фольклора и языковую интуицию Караждича. Под руководством и при поддержке Копитаря Вук Караджич приступил к обновлению сербского алфавита. Он изобрел шесть букв для передачи тех звуков, для которых в старом алфавите не было букв, и исключил 18 лишних букв. Получившийся алфавит отражает фонетическую систему своего языка лучше, чем все графические системы современной Европы. Языковые реформы Караджича вызвали сопротивление со стороны сербского духовенства, которое увидело в них попытку отвратить народ от церковнославянского языка. Политические условия способствовали возникновению консервативной оппозиции реформе Караджича, и ее проведение было запрещено правительством. В настоящее время эта реформа является основой литературного сербохорватского языка. Караджичем изданы сборники народных песен, сказок и пословиц; он является автором словаря и грамматики сербского языка; ему принадлежит перевод на сербский язык значительной части Библии. Осуществил реформу сербского литературного языка на основе народной речи, составил его грамматику и словарь. Результатом усилий Караджича был договор между сербами и хорватами (1850) о едином литературном языке и единых принципах правописания. Исходив и изъездив многие области Сербии, Воеводины, Черногории, Далмации, Караджич собрал и опубликовал ценнейшие исторические и этнографические материалы, а также громадное количество произведений сербской устной словесности (сборники "Сербские народные сказки", 1821, "Сербские народные песни", книги 1-4, 1823-1833, и др.). Сыграл видную роль в формировании романтизма в сербской литературе. Деятельность Караджича высоко ценили Я.Гримм, И.В.Гёте, А.Мицкевич, русские писатели и учёные - Н.М.Карамзин, А.X.Востоков, И.И.Срезневский и др. Скончался 7 февраля 1864 года.
Из старославянской азбуки Караджич взял следующие 24 буквы:
А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з
И и К к Л л М м Н н О о П п Р р
С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш
При этом он добавил шесть новых букв:
Ј ј Љ љ Њ њ Ћ ћ Ђ ђ Џ џ
и убрал девятнадцать старых:
(је) , (јат) І ї (и) Ы ы (и) (и) (у) (о) (ен) Я я (ја)
Ю ю (ју) (от) (јус) (т) Ѕ ѕ (дз) Щ щ (шч) (кс) (пс) Ъ ъ (твёрдая полугласная) Ь ь (мягкая полугласная)
В 1861 году Вуку Караджичу было присвоено звание почётного гражданина города Загреба. Сочинения: (Списи, књ. 1—3), Нови-Сад, 1960; Етнографски списи. — О Црноj Гори, Београд, 1969; Историjски списи, Београд, 1969. Литература: Кулаковский П.А., В.Караджич, его деятельность и значение в сербской литературе, Москва, 1882; Поповић М., В. Караџић, Београд, 1964; Архивска rpaћa о Вуку Караџићу. 1813—1864, Београд, 1970.

1790
Луиджи Ринальдо Леньяни (Luigi Rinaldo Legnani)
один из величайших гитарных виртуозов 19 столетия. Прославленный по всей Европе певец, инструменталист и композитор. В 17 лет состоялся его дебют в театре Равенны, где он исполнял арии из опер Доницетти и Россини. В это же самое время Леньяни упорно и увлеченно занимался гитарой и сочинительством и в 1819 году опубликовал в Милане свои первые композиции. В 1822 г. он стал гастролировать по Европе как концертирующий гитарист. На своих концертах Леньяни очень часто пел, аккомпанируя себе на гитаре. Его сольные выступления пользовались большим успехом. В 1835 г. музыкант вернулся в Италию, и поселился в Генуе. Именно там он встретился с Паганини, с которым 9 июня 1837 г. дал благотворительный концерт в Турине. В 1838 году Леньяни выступал с концертами в Дрездене, затем в Вене, а в следующем году в Мюнхене, и каждый раз его концерты пользовались неизменным успехом. В 1842 году он дал концерты в Мадриде и Барселоне. Активная концертная деятельность продолжалась вплоть до 1850 года, когда музыкант решил окончательно вернуться в Италию и осесть в Равенне. Его руками было создано множество скрипок и гитар очень хорошего качества. Умер Леньяни 5 августа 1877 года, оставив после себя более 250 сочинений для гитары, изданных в разных странах: концерты, вариации, фантазии, этюды, попурри.

1790
Кароль Подчашинский (польское имя - Karol Podczaszyski, литовское имя - Karolis Podainskis)
архитектор, представитель классицизма, профессор Виленского университета. Родился в городе Жирмуны Лидского уезда, ныне Белоруссия. Отец — Ян Подчашинский, теоретик архитектуры. Кароль Подчашинский учился в Виленском университете (1813). Совершенствовался в Санкт-Петербурге в Академии художеств (1814—1816), в Париже (1817—1819). Профессор Виленского университета, заведующий кафедрой архитектуры Виленского университета (1819—1832). Похоронен на кладбище Росса в Вильне. Могила не сохранилась. Перестроил интерьер Аулы (Колонного зала) в здании университета. Другой работой Подчашинского как архитектора-интерьериста стал нынешний профессорский читальный зал на третьем этаже в библиотеке Вильнюссского университета. Ещё в 1806 году архитектор императорского Виленского университета Михал Шульц реконструировал это помещение в зал для для минералогического музея. В 1819—1822 годах Подчашинский создал потолок с глубокими кессонами с розетками и фриз с орнаментом листьев аканта на синем фоне. Закрашенный позднее фриз был восстановлен при реконструкции в 1919 году профессором Университета Стефана Батория Фердинандом Рущицом. Ещё позднее классицистский декор зала был восстановлен в 1970 году, когда стенам был возвращён первоначальный серый цвет. К важнейшим работам Подчашинского в ансамбле Вильнюсского университета историки архитектуры относят реконструкцию костёла Святых Иоаннов в Вильне. В 1826 году он создал ряд новых элементов интерьера (деревянный амвон, украшенный позолоченной резьбой, и другие). В 1827—1829 годах Подчашинский перестроил южный фасад костёла Святых Иоаннов, выходящий на улицу Иоанна (ныне Швянто Йоно, vento Jono g.), в формах позднего классицизма. В плоскости фасада были выделены два яруса, нижний членился нишами, верхний — парами арок между пилястрами. Центр акцентирован портиком с четырьмя коринфскими колоннами. Существенные изменения были внесены Подчашинским в интерьер костёла. Таким образом храм, архитектурный облик которого сформировался в эпоху готики и барокко, был дополнен элементами классицизма. Кроме того, по проекту Подчашинского в северном нефе храма в 1828 году был установлен памятник ректору Иерониму Стройновскому. Реконструировал также другие принадлежавшие университету здания, проспосабливая их для его нужд. Проектировал дворец усадьбы Михала Балинского в Яшунах (1824—1828) и дворец в Тускуленах, здания гимназий в Слуцке и Каменце (Белоруссия). Наиболее удачным его произведением считается памятник позднего классицизма евангелическо-реформатская церковь в Вильне на улице Завальной (ныне Пилимо; (Pylimo g.). Была спроектирована в 1829, построена в 1830—1835. В советское время в этом здании располагался кинотеатр «Хроника» („Kronika“). Автор первого в Литве учебника теории архитектуры «Основы архитектуры для академической молодежи» (на польском языке; тома 1—3, Вильно, 1828—1857, статей о преподавании архитектуры, ухода за садами и парками, о своём учителе Л.Стуоке-Гуцявичюсе. Умер в Вильно 19 апреля 1860 года. Литература: Vytautas Levandauskas. Architektas Karolis Podainskis. Vilnius: Vilniaus dails akademijos leidykla, 1994.

1799
Карл Генрих Греффе (Carl Heinrich Greffe)
немецкий математик. Родился. в Брауншвейге. В 1821-1824 гг. учился в Высшей технической школе в Брауншвейге. Завершил образование в Геттингенском университете (1825). С 1828 г. - преподаватель Цюрихского политехнического института, с 1833 г. - профессор Высшей промышленной школы в Цюрихе и Цюрихского университета. Основные направления исследований - алгебра, теоретическая механика, история науки. Предложил (1837) приближенный метод численного решения алгебраических уравнений, в основном повторивший метод Варинга, дающий возможность определять все действительные и мнимые корни без предварительного определения их числа и расположения. Написал (1825) историю вариационного исчисления. В учебной литературе его именем называется метод приближенного вычисления корней. Этот метод изобрел и опубликовал (соответственно 1832, 1834) Н.И.Лобачевский. Греффе опубликовал свой метод в 1837. Кроме того, аналогичный метод, но в менее совершенной форме, предложил бельгийский математик Ж.Данделен в 1826. Умер 2 декабря 1873 года.

1809
Элиях Уиллямс (Elijah Williams)
британский шахматист, аптекарь. Умер 8 сентября 1854 года.

Fritz_Reuter (490x700, 59Kb)
1810
Фриц Рейтер (Fritz Reuter)
известный немецкий писатель, один из самых выдающихся представителей немецкой диалектной литературы. Уроженец Мекленбург-Шверина, Рейтер, будучи студентом в Йене, принял энергичное участие в деятельности "буршеншафтов". Арестованный прусским правительством, Рейтер был приговорен за "покушение на государственную измену" к смертной казни, замененной тридцатилетним заключением (1833). Невзирая на протесты мекленбургского правительства, Пруссия не выдавала Рейтера, страдавшего в разных прусских крепостях до 1838 г. Полную свободу он получил лишь после прусской амнистии 1840 г. До 1850 г. Рейтер занимался сельским хозяйством, затем был учителем и лишь с 1856 г., под влиянием успеха его первых произведений (сборники стихотворений "Lдuschen un Rimels", 1853; "Polterabendgedichte", 1855; "Reis nach Belligen", 1855), всецело отдался литературной деятельности. В 1858 г. появился его "Kein Hьsung", народный рассказ в стихах, яркими красками рисующий быт мекленбургской деревни; за ним последовали "Hanne Nьte un de lьdde Pudel" (1859), "Schurr-Murr" (1861) и "Olle Kamellen (1860—1866) — ряд рассказов и романов на нижненемецком наречии (plattdeutsch), из которых наиболее известны: "Ut de Franzosentid", "Ut mine Festungstid", "Ut mine Stromtid" и "Dorchlдuchting". В состав его "Sдmmtliche Werke" и "Nachgelassene Schriften" (1863—1875, 15 томов, с биографией автора, написанной Ад.Виллибрандтом) вошли также его драматические произведения; в 1895 г. появилось уже 9-е (народное) полное собрание сочинений Рейтера. Несмотря на трудность языка, нелегкого и для немцев, произведения Рейтера пользуются в Германии громадным успехом. Особенно привлекателен юмор автора, иногда грубоватый по форме и спускающийся до внешнего комизма, но большей частью тонкий, вдумчивый и гуманный; любимец немецких читателей, популярный Onkel Brдsig, по компетентному отзыву Лацаруса — "один из замечательнейших комических образов во всей всемирной литературе". Деятельность Рейтера, показавшая, что и в пределах диалекта писатель может стать общенародным, имела значительное влияние на развитие диалектной литературы. Умер в Айзенахе 12 июля 1874 года. Литература: Glagau, " Fritz Reuter und seine Dichtungen" (1866); Ebert, " Fritz Reuter" (1874); Ziel, " Fritz Reuter" (в "Unsere Zeit", 1875); Gaedertz, " Fritz Reuter - Reliquien" (1885); " Fritz Reuter - Studien" (1890); "Aus Fritz Reuter jungen und alten Tagen" (1896); Raatz, "Wahrheit und Dichtung in Fritz Reuter Werken" (1895); Rцmer, " Fritz Reuter in seinem Leben und Schaffen" (1895); Latendorf, "Zur Erinnerung an Fritz Reuter" (1880); Willbrandt, "Friedrich Hцlderlin, " Fritz Reuter" (1896). В 1895 г. вышли "Briefe Fritz Reuter an seinen Vater aus der Schьler-Studenten- und Festungszeit"; H.В., "Юморист Фриц Рейтер" ("Дело", 1879, VI). Переводы из Рейтера в "Русском Вестнике", 1878, 5—8; 1882, IX; "Отечественные Записки", 1875 г., книга 9.

 (500x700, 123Kb)
1810
Ференц Эркель (венгерское имя - Ferenc Erkel)
венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, основоположник венгерской национальной оперы. Родился в городе Дьюла. Учился у Г.Клейна в Братиславе. Преподавал (1828—1835), а также служил капельмейстером (1890) в Клуже. В 1835 году переехал в Будапешт. С 1838 по 1890 являлся главным дирижёром и руководителем Венгерского национального театра, возглавлял оркестр Будапештского филармонического общества со времени его основания в 1853 году до 1871 года, с 1868 — руководитель Всевенгерского объединения хоровых обществ. В 1875—1889 гг. был первым директором и профессором фортепиано в Венгерской музыкальной академии. Инициировал в 1872 г. вместе с Ференцем Листом строительство нового здания Венгерской государственной оперы, возведённого к 1884 году. Ференц Эркель является основоположником венгерской национальной оперы (в частности создал первую венгерскую оперу), в большей части которых он отражал страницы трагической истории Венгрии, связанные с освобождением страны от захватчиков. Наиболее значительные — героико-лирические оперы «Hunyadi Lбszlу» («Ласло Хуньяди») и «Bбnk bбn» («Банк бан»). Для Ференца Эркеля характерно сочетание западноевропейских оперных традиций того времени и национальных (в частности использовал вербункош, многие венгерские народные мелодии). Автор «Торжественной увертюры» (1887), многочисленных фортепианных пьес, хоровых песен, в том числе гимна Венгрии «Himnusz» (1844), а также музыки к так называемым народным театральным пьесам. Оперы Ференца Эркеля: «Bбtori Mбria» («Мария Батори», 1840, два акта); «Hunyadi Lбszlу» («Ласло Хуньяди», 1844, четыре акта; исполнялась на открытии нового здания Венгерской государственной оперы в 1884 году); «Erzsйbet» (1857, три акта, Ф.Эркель является автором только второго акта); «Bбnk bбn» («Банк бан», 1861, три акта; исполнялась на открытии нового здания Венгерской государственной оперы в 1884 году); «Sarolta» (1862, три акта); «Dуzsa Gyцrgy» («Дьёрдь Дожа», 1867, пять актов); «Brankovics Gyцrgy» (1874, четыре акта); «Nйvtelen hsцk» («Безымянные герои», 1880, четыре акта); «Istvбn kirбly» («Король Стефан», 1885, четыре акта); «Kemйny Simon» (неокончена, сохранились лишь отрывки, планировалось три акта). Ференц Эркель считался одним из сильнейших венгерских шахматистов середины XIX в. Стал серьёзно заниматься шахматами с конца 1830-х годов. Принимал участие в матче по переписке Пешт — Париж в 1842—1845 гг. (ходы обсуждались коллективно, венгры выиграли 2:0). В 1859 основал в Пеште первый шахматный клуб, которым руководил до конца жизни. Умер в Будапеште 25 июня 1893 года. Литература: Шахматы. Энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 510. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

Karel_JaromГ­r_Erben (506x700, 77Kb)
1811
Карел Яромир Эрбен (чешское имя - Karel Jaromнr Erben)
чешский писатель, поэт, переводчик, историк литературы и собиратель чешского фольклора, в первую очередь народных сказок и песен, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1856). Представитель романтического направления в искусстве. Родился в Милетине. К.Я.Эрбен изучал философию в Градец-Кралове, позднее — право в Пражском университете. В 1837 году он — практикант при уголовном суде пражского магистрата, в 1838 — служит при казначействе. В 1842 году он вступает в брак Бетиной Мечиржовой. В 1943 становится сотрудником пражского Национального музея. Заданием его в музее было сортировать и каталогизировать документы из архивов Табора и Домажлице. В 1848 Эрбен становится редактором Пражских новостей (Praskй noviny); после публикации новой конституции в том же году он оставляет редакторское кресло. В 1850 году он становится секретарём и архивариусом Национального музея; в 1851 — архивариусом города Прага. Основной труд К.Я.Эрбена — Славянское чтение (Slovanskб нtanka) — содержит в себе более сотни народных сказок и легенд, написанных чешским архаичным языком. В 1853 году выходит в свет единственный сборник его стихов Букет народных сказаний (Kytice z povstн nбrodnнch), в котором пересказываются старочешские предания. В 1864 Эрбен издаёт романтическое собрание Простонародных чешских песен и рифм (Prostonбrodnн eskй pнsn a нkadla) в пяти частях. Эрбен не только собирал народное чешское творчество, но и писал на эту тему литературно-критические работы. Кроме этого, он является автором многочисленных книг по истории Праги и Чехии. Наиболее значительным историческим трудом К.Я.Эрбена считается Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae a Moraviae (Регистр писем и документов Богемии и Моравии), в котором изучаются грамоты и указы Чехии начиная с 1253 года. Кроме этого, писателю принадлежат критические комментарии по историям и легендам о таких личностях, как Святая Екатерина, Томаш Штитный, Ян Амос Коменский и Ян Гус. Перевёл также на чешский язык с русского Повесть временных лет и Слово о полку Игореве. Композитор Антонин Дворжак использовал многие баллады К.Я.Эрбена как основу для своих симфонических произведений (например, op. 107 Водяной, op.108 Полдневная ведьма, op. 109 Золотое веретено и op.110 Лесной голубь). Умер в Праге 21 ноября 1870 года. Сказки (избранное): Принцесса Златоволоска; Три золотых волоска; Снегурочка; Живая вода; Горшок каши;Длинный, толстый и зоркий; Король Ильтис; Три пряхи; История гнома; Ум и счастье; Три ведьмы; Братья-близнецы. Фильмография: Princ a Veernice: фильм-сказка, режиссёр Вацлав Ворличек, Чехословакия 1977; Tetн Prinz:режиссёр Антонин Москалик, Чехословакия 1982; Kytice: режиссёр Ф. А. Брабец, Чехия 2000. Библиография: Julius Dolanskэ: Karel Jaromнr Erben, Prag 1970

Дмитрий Разумовский (509x700, 53Kb)
1818
Дмитрий Васильевич Разумовский
русский музыкальный деятель, основоположник русской музыкальной медиевистики, педагог; протоиерей, настоятель Московской церкви святого Георгия, что на Всполье, и профессор истории и теории церковного пения в Московской Консерватории. Среднее образование получил в Вифанской Духовной Семинарии, а высшее — в Киевской Духовной Академии, по окончании курса которой был удостоен степени магистра богословия. Отличаясь особенною любовью, даже страстью к церковному пению, он еще в Семинарии, а потом и в Академии начал усердно изучать как теорию, так и историю церковного пения, и явился первым в России научным исследователем его, немало потрудившись над освещением и разработкою этого предмета. До него в нашей литературе по этому вопросу можно указать лишь на два-три исследования, заслуживающих серьезного внимания. Своими работами Разумовский показал, что церковное пение, и как научный предмет, и как практическая сторона православного богослужения, заслуживает полного и серьезного изучения, а также может быть поставлено наравне с другими предметами учебной программы, начиная с низших учебных заведений до высших. Разумовский с любовью работал над изучением избранного предмета, рылся в разных древних книгохранилищах, в монастырских и архиерейских библиотеках, разбирал и изучал знаменные и крюковые рукописи и, таким образом, приобрел глубокое и полное знание предмета. Поэтому, когда в 1866 году Русское Музыкальное Общество учредило в Москве Консерваторию и при ней первую в России кафедру церковного пения, то обязанности профессора по этому предмету были предложены Д.В.Разумовскому. Выполнить эту трудную и новую еще тогда задачу мог только он один, так как во всей Москве не было никого, кто бы в достаточной для этого степени изучил и знал предмет. Разумовский составил полную и широкую программу лекций — она охватывала предмет со всех сторон и давала ему вполне научную подготовку и законченный научный характер. Его лекции — серьезные и в то же время живые и чрезвычайно разнообразные по своему содержанию, касавшиеся и теоретической, и исторической, и практической стороны церковного пения, привлекли большое число слушателей и возбудили в них глубокий интерес и любовь к предмету. Разумовский всегда стоял за истинное православно-русское направление церковного пения и считал наиболее коренным и подлинным столповой распев. В 1867 году, по истечении первого семестра, Разумовский издал, в трех выпусках, читанные им в Консерватории лекции, под заглавием: "Церковное пение в России". Эти лекции представляют строго научное исследование, чрезвычайно разнообразное по своему содержанию и вполне исчерпывающее предмет. Разумовский не ограничился только теми данными, которые нашел у митрополита Евгения, В.M.Ундольского, И.П.Сахарова, А.Ф.Лядова, Безсонова и других своих предшественников, но и сам много прибавил собственных изысканий. Особенно полно осветил он эпоху борьбы знаменного периода, с наступавшим нотнолинейным, а также и эпоху господства Придворной певческой капеллы. Но, касаясь исторической стороны предмета, он не забывал и теоретическую. Ему мы обязаны строгой системой и твердо установленным понятием о церковном осьмогласии. Труд это был громадный и чрезвычайно кропотливый; нужно было, по тому певческому материалу квадратных певческих книг, который был под рукой, сравнить все гласы и сделать вывод относительно господствующих и конечных нот каждого из них; но трудность и кропотливость работы никогда не пугала усердного исследователя, и он даже поместил здесь же систематическую азбуку знаменного и крюкового нотописания, изложив ее очень ясно и удобопонятно. Кроме того, он нашел еще возможность приложить азбуку, т. е. самые начертания столпового знамени со сборником кокиз и фитиком, а также и начертания домественного знамени. Вся эта работа была чрезвычайно важна, особенно если иметь в виду, что в ту пору не было ничего подобного в литературе по истории и теории церковного пения. Другим, не менее важным и обширным трудом Разумовского была книга "Богослужебное пение православной греко-российской церкви". Эту книгу он написал для руководства при преподавании церковного пения в духовных семинариях, когда были увеличены программы по этому предмету. В этой книге есть, между прочим, отдел, полно и обстоятельно знакомящий с богослужебными певческими книгами квадратной нотации. До того времени, во всех сочинениях, подобных "Богослужебному пению православной греко-российской церкви", этот отдел или совсем опускался, или был очень незначителен и не полон. Кроме этих двух, наиболее крупных и важных сочинений, Разумовский написал. еще много сочинений и статей, помещенных в разных периодических изданиях. Так, в 1881 году в журнале "Полярная Звезда" он поместил статью: "Государевы певчие дьяки". Кроме своих обязанностей, как профессора, так и священника и настоятеля церкви Великомученика Георгия, он состоял еще в числе ученых блюстителей Московской Епархиальной Библиотеки, а также был членом Императорского Общества Любителей Древней Письменности. Особенно деятельное участие принимал он в трудах Императорского Общества Любителей Древней Письменности, касавшихся церковного пения. Он нередко принимал на себя обязанности редактора и руководителя изданий Общества. Так, в 1884 году под его редакцией было издано Обществом весьма важное и обширное исследование под заглавием "Круг древнего церковного пения знаменного распева", состоящее из 3-х больших томов. Все научно-музыкальное наблюдение над этим изданием приняли на себя Разумовский и И.А.Фортов; в этом издании к первому тому приложено исследование "О знаменном распеве", принадлежащее перу Разумовского. В 1886 году Разумовский принял на себя редактирование обширного издания Общества: "Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна Деспота Российского", состоящего из двух частей: знаменного подлинника и нотнолинейного перевода. Спустя некоторое время после издания "Стихир", Общество задумало новое издание по церковному пению — богослужебных певческих книг квадратной нотации. В этом издании Разумовский принимал деятельное участие, как по пересмотру, исправлению и дополнению издаваемых книг, так и в качестве лица, официально назначенного для наблюдения за их печатанием. Когда поднят был вопрос об изменении программ по церковному пению в духовных училищах и семинариях, то Разумовский, как и всегда, горячо стоял за серьезную научную постановку этого предмета, а также сделал много указаний. Наконец, в апреле 1888 года он устроил публичное чтение о церковном пении при Выставке Общества Поощрения Трудолюбия, причем лекции его иллюстрировались пением Синодального хора. Во время первого Археологического съезда Разумовский прочел несколько рефератов, которые и помещены в "Трудах" этого съезда (том 2). Вообще Разумовский был достойный труженик и ревностный поборник истинного православно-церковного пения. Труды его в этом направлении изменили общий взгляд на этот предмет, возвысили его, заставили уважать. Разумовский скончался в Москве 14 января 1889 года; похоронен на Ваганьковском кладбище. Литература: "Новое Время" 1889 г., № 4618; "Древности" 1890 г., том XIII, страницы 90—91; "Церковные Ведомости" 1889 г., № 5, прибавление к "Церковным Ведомостям", некролог, статья Д.С., страницы 118—121; "Правительственный Вестник" 1889 г., № 25; "Исторический Вестник" 1889 г., том XXXV, март, страница 778; "Московские Ведомости" 1888 г., № 106 и 118, статья "Лекции Д.В.Разумовского"; Списки Вифанской Духовной Семинарии с 1800 до 1897 г., страница 31, Сергиева Лавра. 1898 г.; "Московские Ведомости" 1889 г., № 4 и 5, статья "Панихида и Похороны Д.В.Разумовского"; Святославский. Летопись Георгиевской церкви, Москва 1875 г.

 (438x699, 54Kb)
1818
Эмиль Дюбуа-Реймон (Emil Heinrich Du Bois-Reymond)
немецкий физиолог и философ, член Берлинской Академии Наук (1851). Профессор Берлинского университета (с 1855). Родился в Берлине. Основные труды по животному электричеству; Дюбуа-Реймон доказал его наличие в мышцах, нервах, железах, коже, сетчатке глаза и других тканях. Открыл физический электротон. Показал, что поперечное сечение нерва электроотрицательно по отношению к его длиннику («ток покоя»). Установил, что отрицательное колебание «тока покоя» является выражением деятельного состояния ткани. В физиологических и медицинских лабораториях используется предложенная Дюбуа-Реймоном и носящая его имя аппаратура (индукционные аппараты для раздражения нервов и мышц, неполяризующиеся электроды и другие). Как философ Дюбуа-Реймон был сторонником механистического материализма, а также агностицизма; в отношении познания сущности вещей выдвинул формулу: «не знаем и никогда не узнаем» (Ignoramus et ignorabimus). В работе «Семь мировых загадок» (1882, рус. пер. 1901) Дюбуа-Реймон с позиций позитивизма объявляет недоступными для человеческого познания собственно философские проблемы (сущность материи и силы, происхождение движения и т. д.), как научно недоказуемые. Вместе с тем он подверг критике с материалистических позиций идеалистическое понятие «мировой души» (которая, по его словам, потребовала бы признания мирового мозга); активно выступал против витализма. Против агностицизма Дюбуа-Реймона выступил немецкий стихийный материалист Э.Геккель. Дюбуа-Реймон известен и как публицист, занимавший консервативные позиции. Умер в Берлине 26 декабря 1896 года. Сочинения: Untersuchungen ьber thierische Elektricitдt, Bd 1-2, Lpz., 1848-1849; Reden, Bd 1-2, Lpz., 1912; Ьber die Grenzen der Naturerkenntnis, 11 Aufl., Lpz., 1916; в русском переводе - Культурная история и естествознание, Москва, 1901. Литература: Boruttau Н., E. Du Bois-Reymond, ., 1922.

Бакрадзе (508x700, 190Kb)
1826
Дмитрий Захарьевич Бакрадзе
известный грузинский историк, этнограф, археолог; член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук. Представитель буржуазно-демократического направления в грузинской историографии. По окончании курса в Московской духовной академии, посвятил себя изучению своей родины. Из его трудов особого внимания заслуживает составленная им «История Грузии» на грузинском языке. Он хотел ее перевести на русский язык, но смерть помешала ему привести это желание в исполнение. Как археолог, Бакрадзе приобрел себе известность не только у нас, но за границей своим классическим сочинением «Кавказ в древних памятниках христианства». Бакрадзе описал 321 христианский памятник на Кавказе, причем он приводит историю каждого памятника, описывает все достопримечательности и указывает литературу предмета. Этот капитальный труд был издан в 1875 году. Бакраздзе за последние 15 лет собрал богатый материал для дополнения своего труда, но к сожалению, недостаток средств не позволил ему издать его надлежаще дополненным. Одно время Бакрадзе состоял секретарем судебной палаты, и им редактирован замечательный грузинский сборник законов царя Вахтанга, изданный А.С.Френкелем. Первые пять томов актов кавказской Археографической комиссии изданы при деятельном участии Бакрадзе. Ему принадлежали в них и переводы на русский язык грузинских актов. Он принимал горячее участие в трудах V археологического съезда и сделал несколько интересных рефератов. Ему же принадлежит организация кавказского общества любителей археологии, которого он был душей. В его трудах, а также во многих кавказских газетах и журналах (на русском и грузинском языках) помещено много статей Бакрадзе по истории, археологии и т. д. Кавказа. По его мысли и при просвешенном содействии почетного члена Археологического института — экзарха Грузии Палладия, открылся Церковно-исторический музей в Тифлисе при Сионском соборе. За потора года до своей смерти Бакрадзе был назначен заведующим музеем и во время своих путешествий собрал для него много драгоценных памятников старины. Императорская академия наук, ценя заслуги Бакрадзе, избрала его в свои члены-корреспонденты и он по ее поручению совершил несколько путешествий по Кавказу и Турции. Отчеты его напечатаны в записках Академии. Археологический институт и многие ученые общества избрали Бакрадзе своим членом. Последним трудом Бакрадзе была обстоятельная записка о сохранении древних памятников на Кавказе, представленная им в императорскую археологическую комиссию (более 100 писан. листов). Состоя председателем комиссии для окончания сословно-поземельного вопроса в частях Кавказского края с военно-народным управлением, Бакрадзе оказал громадную услугу своей родине. После присоединения Карской и Батумской областей к России возник вопрос о правах владения в этих областях. Документы были у Турции, и несколько лет велись дипломатические переговоры о возвращении документов, но они ни к чему не привели. Тогда послали Бакрадзе в Константинополь, так как он во время своих путешествий по Турции был хорошо знаком с ее нравами. Через несколько месяцев он доставил целые тысячи документов. Русскому правительству пришлось заплатить только переписчикам. Бакрадзе пользовался громадной популярностью не только среди грузин, но и русских. По инициативе Бакрадзе в Тифлисе был основан музей, в котором была собрана богатая коллекция письменных памятников. Бакрадзе участвовал в издании 5 томов "Актов Кавказской археографической комиссии", был одним из организаторов 5-го Всероссийского археологического съезда (Тифлис, 1881). Среди трудов Бакрадзе выделяются: "Кавказ в древних памятниках христианства" (1875), "Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре" (1878) и др. Умер 22 февраля 1890 года. Несмотря на дурную погоду, его гроб провожал весь Тифлис.

LudwigDeppe_Alverdissen (441x700, 56Kb)
1828
Людвиг Деппе (немецкое имя - Ludwig Deppe)
немецкий пианист, композитор, дирижер и музыкальный педагог. Родился в Альвердиссене, ныне в составе Барнтрупа. Учился игре на скрипке и фортепиано в Детмольде, с 1849 г. изучал композицию в Альтоне у Эдуарда Маркссена, затем в Лейпциге у Иоганна Христиана Лобе. С 1857 г. преподавал в Гамбурге, руководил местными хоровыми обществами. С 1871 г. руководил одним из берлинских оркестров, непродолжительное время занимал пост придворного капельмейстера. Автор симфонии, театральных увертюр, хоровых сочинений. Наибольшее значение имела педагогическая деятельность Деппе. С его именем связывают начало интереса музыкальной педагогики к анатомо-физиологическим основам работы пианиста: опираясь на появившиеся в 1885 году публикации медиков, Деппе опубликовал статью «Болезни кисти у пианиста» (немецкое название - Armleiden der Klavierspieler), общая идея которой сводилась к тому, что правильное звукоизвлечение достигается не усилиями отдельных пальцев, а скоординированной работой всей руки, тогда как обратный подход ведёт к перенапряжению слабой мускулатуры пальцев. Педагогические подходы Деппе, развитые, в частности, его ученицей Элизабет Каланд, автором неоднократно переиздававшейся книги «Обучение фортепианной игре по Деппе» (немецкое название - Die Deppesche Lehre des Klavierspiels), предвосхитили оказавшие значительное влияние на технику пианизма в XX веке методы Рудольфа Брайтхаупта, Тобайаса Маттая и др. Среди непосредственных учеников Деппе был, в частности, Эмиль фон Зауэр. Умер в Бад-Пирмонте 5 сентября 1890 года.

 (523x699, 48Kb)
1838
Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан (Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam)
французский писатель, поэт, драматург. Родился в Сен-Бриёке, Бретань. Происходил из старинного разорившегося рода. В 1859 были опубликованы сборники его стихотворений. В 1862 Вилье написал первую пьесу - "Элен" (1895, "

Просмотров: 1355 | Добавил: weethes | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz