12.06.2009: «АРХИЕРЕЙСТВО МОЕ ДАВНЕЕ И ЗАКОННОЕ»... Слово диакона Евгения Семенова на Седьмых Николаевских Чтениях,
посвященных столетию Батюшки Николая (Гурьянова),
святителя Нектария Русского
Говорить о Батюшке с единомышленниками, для кого отец Николай образ Пастыря Доброго - «Пастырь Добрый душу свою положит за овцы» (Ин. 10. 11) - легко и радостно.

О вещах же сокровенных в вере, таинственных и промыслительных, говорить затруднительно, поскольку часто невозможно облечь в слова переживания и открытия, дарованные духовным отцом. Как зерно, брошенное в землю, до времени пребывает в ней сокрыто, так и Благое Слово содержится душой до поры до времени в ее тайниках, пока не окрепнет, не возрастет, став той «благой частию... яже не отнимется от нея» (Лк. 10. 42). Но душа взращивает Слово не так, как земля семя. Ведь природе человеческой души, в зависимости от меры любви и веры, дарованной ей Творцом, свойственно сомнение, маловерие либо полное безверие. «Там - природа, которая отличается постоянством, здесь - свободное произволение, то, что легко изменяется и в высшей степени разнообразно», - пишет преп. Феофилакт Булгарский.
Таинственность и сокровенность отличают пребывание на земле возвышенных духом и сердцем. Люди, близкие Богу, молчаливы и редко открывают себя, ибо они все хранят в себе Божественную тайну, которую мир не только не может, но и не желает вместить.
Однажды молодые монахи, посетив Глинского Старца, духовного друга и сомолитвенника о. Николая, схиархимандрита Виталия (Сидоренко), задали вопрос: «Есть ли в нашем ХХ веке такие подвижники, о которых мы читаем в древних патериках?» - и услышали в ответ: «Мы их видим, слышим, с ними бываем, но не имеем Веры и послушания, какие были в древности, поэтому мы их и не знаем».
Сколько же недоумения, сомнений, а зачастую откровенных злопыхательств и усмешек современных фарисеев и книжников вызвали те безценные жемчужины духовной премудрости благодатного Старца Николая, которые собрало, сохранило и безкорыстно подарило всем верующим любящее, благодарное сердце дочери, его мироносицы и келейницы матушки Николаи.
Батюшку Николая, подвижника «яко един от древних», все время окружал простой народ. Он и сам, любя все простое - настоящее, был прост и «неофициален», часто юродствовал, не любил политеса, ни мирского, ни церковного. Но это была святая простота, которая огненным столпом досягала до Неба, и сердце сразу откликалось и тянулось к этой простоте Ангела Небесного, любившего повторять: «Где просто, там Ангелов со ста».
Сколько в свое время терпения, любви и сочувствия было приложено о. Николаем к тем т.н. «духовным чадам», которые, пользуясь своим саном либо положением, назойливо докучали Старцу с одной только целью - себя показать, да его оценить. И посетив келлию Батюшки, они впоследствии, со знающим видом, вещали: «простой сельский поп», или, как «выдал» один «теле»-архимандрит: «Батюшка не в теме». Это они пытаются втиснуть Жизнь Духа, внутренний мир Старца в привычные для них рамки, рамки анкеты личного дела прот. Николая Гурьянова, с «датами и цифрами». Втискивают, да никак не входит. Жизнь Духа сокровенна и удивительна!
«Батюшка! А сколько лет Вы уже Архиерей? - любопытствуя, спросил один из присутствовавших в келлии после того, как о. Николай архиерейски (двумя руками) благословил и пропел сам себе «Исполла эти Дэспота»... - «Да уж более 60 лет, так уж точно», - ответил Старец... Но впоследствии присутствовавший при этом священник «свидетельствовал»: «А вот мне он такого - никогда не говорил! Ни разу не слышал!»
Вот и получается: Старец говорил - а они не слышали... Наставлял - не вразумлялись... Показывал - да так и не увидели в его простоте - премудрость, в смирении - величие, в терпении - святость.

И никак не прилатается к их «необрезанным» сердцам Батюшкино: «А я - Архиерей... Архиерейство мое давнее и законное. Красным мое монашество и архиерейство не нравилось, они не признавали его». Вот и качают своими головами с «перевязанными лбами»: «Нет! Простой протоиерей и тайный епископ? Как такое может быть? Это невозможно!» - спеша тем самым похитить благое слово Батюшки из чистых душ. Не понимая, что обворовывают прежде всего сами себя.
У Бога всего много...
У Христа все может быть, ибо: «Им вся быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть. В том Живот бе и Живот бе свет человеком» (Ин. 1. 3-5). Воздадим же сегодня незабвенному Старцу Николаю, схиепископу Нектарию Русскому, святительскую честь.
«Светоприемную свещу целомудрия твоего, дикирий Благодати твоея, трикирий веры твоея, проницающую мглу времен, посылаеши нам, Божественный Вениамине, во образе дивного отрока Николая. Ему же наперсный Крест Архиереев даруеши, крестоношение сего за ны восписуя» (Икос 9 Акафиста Праведному Николаю Псковоезерскому).
«В детстве Благодать посетила наше жилище... Когда мальчонкой был, Господь явился мне с Владычицей прямо в нашем доме, в Заходах. Я зрел Господа, осязал Его... Господь крепко взял меня за руку - и держит ее и поныне», - так открыл Батюшка самое сокровенное.
Все его детство проходит в Храме Архангела Михаила Кобыльего Городища Гдовской Епархии, где он прислуживает в Алтаре, читает и поет на клиросе. Семья Батюшки проживала в с. Чудские Заходы, и частым гостем был их большой друг митр. Петроградский Вениамин. Предвидя узкий и скорбный путь Батюшки, его исповеднический подвиг и верность Святой Истине, Владыка, по откровению Свыше, благословил избранника Божия, возложив на него свой Архиерейский Крест, чем предрек и его служение Церкви в Архиерейском сане. А в 1918 сщмч. Вениамин тайно постригает восьмилетнего отрока Николая в иноки.
«Мое сердце всегда было с Господом, - говорил Батюшка. - Я старался с детства научиться духовному плачу... Я ведь с детства монах. Домашние ко мне в келлиию без молитвы не входили - монах... Знали, что я молюсь, с Господом беседую... Никого, кроме Бога, не знал и не видел».
Впоследствии он часто благословлял на постриг с именем Вениамин - память о горячо любимом Владыке.
Самому Батюшке еще в юности Святым Духом Господом Животворящим было извещено о его епископском призвании. 29.08.1924, будучи послушником в Почаевской Лавре у преп. Иова, он, окрыленный Божественным откровением, «замаскировав» в виде стихотворения, возносит свой молитвенный глас ко Господу, прося у Него помощи в сем многотрудном «икусе» - епископстве:
Птичка-знанье Птичка Божия пропела
Над моею головой
И душевно умилила
Своей песней золотой.
Моя душа и мое чувство
Просветлели в этот час,
От сей песни об искусстве
Я вознес свой к Богу глас:
«Боже Сладостный! Я, грешный,
Не могу поднять очей
К Небу, где есть Мир Нездешний,
Где лоно Славы всей Твоей.
Где все Угодники Святые
Ликовствуют в чести той,
Как яхонт и изумруд, чистые,
Блистая в славе сей святой.
Я должен, Господи, сознаться
Пред Тобой, как пред Отцом,
Что должен я всегда пленяться -
Рыдать, молиться пред Творцом.
Но видишь, Милостивый Боже,
В чем я несчастен в жизни сей:
Ученьем грамоте, что гоже
Впредь на
кафедре моей.
Песня птички - жажда знанья,
Пробудилося во мне
Неутомимое желанье:
Знать науку всю в корне.
Прости, Всесильный Иисусе!
Быть может, этим я грешу,
Что быть желаю в сем искусе,
Но помоги, Тебя прошу!
Я изреченье чту ученых:
«Ученье - свет, незнанье - тьма».
Так пожалей, Господь, убогих,
Таких во тьме, как, грешник, я!
С наукой, сильный и безстрашный,
Я словом - ложное сотру,
Пусть враг коварный и ужасный,
Но этим челюсть загражу.
Так помоги ж, Отец Небесный,
Частичку знанья получить,
Курс Богословия и Света
Науки верно изучить!
Н.А.Г.[Николай Алексеевич Гурьянов]
29.08. 1924
«Во всем - тайна - святая тайна Божия», - восклицал преп. Иустин. «Тайна... Какое это великое и многозначительное слово! Сколько их, тайн? Самые малые тайны - это личные, а самые большие - Божественные. В Христианском, т.е. промыслительном, понятии тайны личные сорастворяются в тайнах Божественных», - писал Старец Тихон (Агриков).
Жизнь христианская - это особая жизнь, жизнь Духа. А рожденное от Духа - неизмеримо выше логики знаний, недосягаемо больше любого определения. Духовная жизнь не выражается единой формулой. Это «таинственное и неизреченное» общение с Небом. Говоря о тайной епископской хиротонии о. Николая, мы уже говорим о святой тайне Божией. Многое в служении Батюшки неизъяснимого, улавливаемого только душой, так как невозможно передать словами «глас хлада тонка».
Тайна Божия всегда невероятна, как невероятен весь Его Промысл о спасении души, как невероятно чудо Божие. И сколько бы мы ни рассуждали о возможности Архиерейства Батюшки, сколько бы ни открывалось новых фактов с «печатями и датами» - это останется тайной, Божественной тайной драгоценной души Батюшки Николая - схиепископа Нектария. Такой же особой, неразгаданной тайной, ведомой только Одному Господу Богу, как и тайна послушника Константина, поведанная нам Архим. Лавры Преп. Сергия Тихоном (Агриковым). Вот его повествование:
«Ему было, как говорят очевидцы, не более тридцати пяти лет от роду. Звали его послушник Константин. Чем занимался, где родился, как воспитывался, какое получил образование - неизвестно. Известно только то, что он пришел в обитель Сергия Преподобного одним из первых по ее открытии. Тогда был период послевоенный, тяжелый во всех отношениях. Церковь собирала свои рассеянные силы. Монастырь требовал восстановления. Константина потянуло сюда, к св. обители. Видимо, он нелегко пережил эту страшную войну. Вероятно, был в рядах действующей армии. Не один раз, наверно, витала над его головой смерть! Но он остался жив. Хотя и потерял многое в этой ужасной бойне.
Теперь он спокойно трудился и молился под кровом Преподобного... Принял его Сергий. Приютил. Приголубил. В свою очередь, Константин платил Преподобному сыновней любовью, глубокой преданностью и ревностным усиленным трудом. Ничего не знал Константин о том, что ожидает его впереди. Тайна Божия. Он привык еще с войны доверяться Богу, поручать себя всего Его Святой Воле. Не думал ни о славе, ни о почестях, ни тем более о богатстве. Просто он пришел в эту св. обитель спасать свою душу - и все. Но ему готовилось нечто неожиданное, даже почти невероятное. Вот ведь жизнь-то наша человеческая! Живешь и не знаешь, что тебя ожидает завтра: или доброе, или худое, или радость, или горе, или дальнейшая жизнь, или смерть... Вот так было и с Константином...
Ранним утром Константин проснулся. Помолившись Богу, хотел идти в храм. Вдруг в дверь постучали. Услышав молитву, ответил: «Аминь». - «Вас, брат Константин, срочно вызывают в Москву», - сказал вошедший о. Благочинный. «Меня - в Москву? Да с какой стати?» - с недоумением отозвался послушник. «Поезжайте немедля. Вот вам адрес». О. Благочинный ушел. «Господи, что же это такое?.. Знать, беда какая готовится мне? Но да будет на мне Твоя Святая Воля». Он упал ниц пред образами и так долго лежал недвижим. Потом встал, оделся, взял все необходимое и вышел. Всю дорогу он молился, читал псалмы на память, какие знал, молитвы. Все читал, но голова была занята другим: «В Москву зовут. Да почто я им понадобился? Кто я такой и что из себя представляю?»
Когда он вошел в одну из комнат Патриархии, его встретило высокое духовное лицо. «Послушник Константин из Троице-Сергиевой Лавры?» - «Да, Ваше Высокопреосвященство», - смутившись, тихо отвечал пришедший. «Быть вам Епископом такого вот города...» Брат Константин где стоял, там и присел. «Я плохо слышу, Ваше Высо-копреосвященство», - сбиваясь, еле слышно проговорил Константин. «Вам быть Епископом. Через два дня хиротония», - четко повторил Владыка.
Когда послушник Константин ехал обратно в Лавру, он ничего не соображал. Он только твердил: «Господи, помилуй». У св. ворот Лавры стояла его родная мать. Она жила недалеко в селе, за Сергиевым Посадом. Господь привел ее сюда в этот час. «Сын мой, ты, кажется, из Москвы?» - спросила его ласково мать. «Да, мама, но я сейчас сильно устал», - ответил Константин и быстро удалился в келлию. Закрывая дверь проходной, он невольно обернулся, взглянул еще раз на свою маму и скрылся в корпусе.
Наутро его нашли мертвым... Когда вошли в келлию, все были поражены этой неожиданностью. Он лежал на своей койке вверх лицом. Руки были сложены крестообразно на груди. Лицо выражало не то удивление, не то страх перед Неведомым. Никакого смятения, безпорядка в келлии не наблюдалось. Было чинно и скромно. Приехавший из Москвы специальный уполномоченный о. Архимандрит стоял растерянно в дверях, держа в руках официальное распоряжение от Синода о том, что послушник Константин - Епископ.
А он лежал мертвый... Тайна смерти была непроницаемой. Говорили, что послушник Константин сильно переживал неожиданное назначение его Епископом. И когда он ночью особенно об этом думал, с ним произошел приступ - разрыв сердца. Это предположение закрепилось навсегда в монастыре... Так или иначе, сам факт неожиданной смерти послушника Константина был чрезвычайно трагичным. Со всех сторон смерть эта была окружена тайной. Даже медицина не могла ничего прояснить. Знал только Один Господь, пред Которым открыты все тайны нашей жизни и смерти.
Посудили, порядили, поплакали и похоронили послушника Константина на городском кладбище. Это событие произошло примерно в 1951 году. Мало прошло времени с тех пор, но люди уже успели забыть это имя и сам факт этой таинственной смерти. И только всегда будет помнить об этом родная мать послушника Константина. Она живет где-то недалеко от Св. Лавры и время от времени приходит помолиться во св. обитель Преподобного. И всегда она, встречая кого-либо из монахов, говорит: «А вы не забудьте моего сына послушника Константина, который умер накануне хиротонии во Епископа»... О, это материнское сердце, святое и нежно любящее! Никогда оно не забудет свое родное дитя, пока само не разрушится и не умрет!
Вот и вся история инока Троице-Сергиевой Лавры послушника Константина. Многому она нас научает и вразумляет. Она говорит, что жизнь-то наша вся целиком в руках Божиих, и часто люди предполагают, а Бог располагает»...
Преподобный Никодим Святогорец пишет, что в Древней Церкви в былые времена никто не мог стать Епископом по своему желанию. Епископ мог быть избран чудесным образом либо Самим Богом, либо Народом Божиим.
«Я - Епископ, - утверждал Батюшка Николай. - Но таковым меня соделала Святая Церковь Христова, не я сам себя поставил».
20-30 годы ХХ века стали самым тяжелым периодом в истории РПЦ. Трагические скорбные события этого периода стали настоящим испытанием мужества стояния в Истине. «Сыны зла», восставши на Господа Бога, вознамерились разрушить Церковь Христову и уничтожить Св. Православную Веру. В этой обстановке самых яростных гонений на Веру, по своей ожесточенности ничуть не уступающих гонениям первохристианских времен, Святейший Патриарх Тихон - Патриарх-исповедник, понимая, что богоборцы не позволят собрать следующий Поместный Собор для избрания нового Патриарха, предусмотрел две формы управления РПЦ в создавшихся условиях.
Первая - в его Завещании от 25 декабря/7 января 1925 предусматривала назначение Местоблюстителей Патриаршего Престола, основной задачей которых был созыв, при первой же возможности, Поместного Собора для избрания Патриарха и восстановления, т. о., законной власти в РПЦ.
Вторая - в Постановлении за № 362 от 7/20 ноября 1920. В нем говорилось, что в случае прекращения деятельности Высшего Церковного Управления и отсутствия Архиереев, с которыми можно вступить в общение, Епархиальный Архиерей берет на себя всю полноту свободного церковного управления. Пункт 9 Постановления предусматривал не только такую епархиальную автономию, но и возможность нелегального существования общин и епархий. Такая форма управления РПЦ и стала той канонической основой возведения тайной части РПЦ.
Богу было угодно, дабы не прерывалась Апостольская преемственность, в годину гонений совершение тайных Епископских хиротоний. Сам Святейший Тихон уже в начале 20-х совершает тайные поставления и Епископские хиротонии, благословляя своих единомышленных Архиереев на это Божие дело.
В 1929 о. Николай, тайный иеромонах, арестован как «крайне опасный церковно-монархический элемент». Ссылка... 1931 - вторичный арест, этапирован в «Кресты», затем ИТЛ Сыктывкар. В дальнейшем - высылка в Северный край с поражением прав.
«Царица Небесная - моя Заступница. Это Она умолила Господа, чтобы Он сохранил мне жизнь в лагерях, на лесоповале, - открыл Батюшка. - Притиснули меня к стене - и толкнули груженую вагонетку. Расплющило всего, ребра переломало - и душа вышла из тела... Отцы отслужили на мне Святую Литургию... Я Столиком (Престолом - РВ) был... И Милостивый Господь вернул мою душу обратно в тело»...
Из лагерей Батюшка - мужественный защитник Святынь и свободы Церкви, Богоустановленности Царской Власти, Избранник Божией Матери - вышел чудесным образом сохраненный Господом и в епископском достоинстве.
Ведь там, в жутких нечеловеческих условиях, среди страданий и смерти, Церковь продолжала жить: тайно служились Божественные Литургии, тайно крестили и напутствовали умирающих, совершались тайные хиротонии священников и епископов. И никаких «ставленных грамот» и прочих справок не выдавалось, потому что при обыске наличие таковых документов грозило если не смертным приговором, то уж точно дополнительным сроком заключения.
Во время войны Батюшка оказывается в Прибалтике, где Экзархом Сергием (Воскресенским), которому он открыл свое тайное Епископство, назначается духовником в Свято-Духов Виленский мужской монастырь. Митр. Сергий на оккупированной Прибалтийской территории всеми силами старался не допустить церковного раскола, сохранить общины и монастыри и тем обезпечить будущее РПЦ по эту сторону фронта.
«Если красных дурили, то что ли этих «колбасников» не обдурим?» - воскликнул Владыка Сергий. - И дурили...
Спасали и прятали церковные Святыни, иконы, мощи святых, священников и монахов. Как могут понять любители «справок», чья Вера ограничивается наличием «печати на бумажке», запись из личного дела о. Николая, которой Митр. Сергий скрывает не только Архиерейство Батюшки, но и его иеромонашество?!
«25 сентября 1942 года г. Вильно.
Рясофорный священник Николай Гурьянов назначается уставщиком (читай - и духовником - авт.) Св.-Духова Виленского монастыря» и Виленского Марии-Магдалины монастыря - настоятельница которого Игумения Нина (Баташева) прекрасно знала, что за тридцатитрехлетний «уставщик» был направлен в их обитель. Митр. Сергий, осознавая, что после неоднократных покушений дни его сочтены и дабы сохранить Апостольскую преемственность, в 1943 для урегулирования канонического статуса о. Николая совершает хиротесию... В Храме Святого Духа Св.-Духова Виленского монастыря - о чем свидетельствует фотография Батюшки с предстоящими двумя иподиаконами Владыки Сергия, двух братьев - Льва и Евгения Ренгаузен, у алтарной аспиды правого предела Храма.
После Владыка переводит Батюшку подальше от столицы - в глухую пустынь, Никольский Храм с. Гегобросты.
Свят. Епифаний Кипрский пишет: «Чин Епископов преимущественно назначен для рождения отцов, ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов духовных».
Буквально с греческого «епископ» переводится как «блюститель или надзирающий». Епископ является носителем высшей Благодати священства, и его служение вмещает всю полноту Апостольской власти. «Епископ может быть юным по возрасту», - читаем в Посланиях сщмч. Игнатия Богоносца.
Тертуллион основными функциями Епископа называет: «управление Церковию, совершение Таинств и учительство».
Сщмч. Климент Римский добавляет - «толкование Св. Писания и изложение Истин Христианской Веры».
По общему правилу Епископ занимает свою должность пожизненно, но допускается «его уход на покой по собственному желанию, или по состоянию здоровия, сохраняя при этом свой священный сан».
«Этот сан поистине велик, но в самом себе и для самого себя. Он возвеличивает носящего его в силу своей объективной ценности, но он ни в чем не меняет взаимоотношений между облеченным в это достоинство - и его братиями во Христе. Вот почему нет никакого неравенства между нами. Кроме того, носящий епископский сан должен служить примером смирения. Если Епископ призван быть первым, то только в смирении, и если он первый среди смиренных, то, следовательно, он должен быть последним из всех», - учит Свят. Нектарий Эгинский.
Почему о. Николай не вышел на епископское открытое служение? - Это тайна, ведомая только Батюшке и Господу. Сам Батюшка подробно не рассказывал почему. Только сказал, что «по послушанию к Богу».
Достоверно знал об этом ныне прославленный Церковию Старец Симеон (Желнин) из Псково-Печерского монастыря, у которого хранилась схима Батюшки. Получив благословение не выходить на открытое епископское служение, Батюшка принимает схиму, после чего схиепископ Нектарий поселяется на Острове Талабск, где живет дивной жизнию подвижника в молитве и печаловании о всей Земле Русской. По Номоканону (гл. 90) - Архиерей, принявший великую схиму, не имеет своей кафедры, но остается до конца жизни схиепископом, совершая Богослужение иерейским чином. Эта традиция широко распространена на Св. Горе Афон.
Но не унимаются «неверы», именующие себя «хранителями веры и канонов», про которых Батюшка сказал: «Нахватались поверхностного, а сами хотят жигнуть нашу Веру и Правду!» - Вот и задают все вопросы: «А какой же епархии был о. Николай Епископ, и чьей тогда юрисдикции он принадлежал?»
Какой епархии и в чьей юрисдикции - спрашиваете?
В этой связи хотелось бы вспомнить еще одного великого подвижника и молитвенника России многострадальной - архим. Герасима (Шмальца), который задолго до своего рождения был предсказан преп. Германом Аляскинским, назвавшим будущего о. архимандрита, восстановившего иноческий скит на Аляске, «монахом, подобным ему самому».
Во время революционного лихолетия о. Герасим находился на Аляске и среди начавшихся юрисдикционных ссор не встал ни на одну из сторон, будучи уверен, что христианин должен, прежде всего, следовать Христу. Он остался верным, как сам говорил, «юрисдикции Христовой».
Иеромонах Серафим (Роуз) пишет: «Каноны были созданы, чтобы навести порядок среди христиан, а не загнать их в смирительную рубашку легализма», называя при этом главной бедой в церковном обществе начала ХХ века, от Синода до мирян, потерю «вкуса Православия».
«Верующий человек любвеобильно относится ко всему, что его окружает. Он живет по Евангелию и всегда все старается делать по Слову Господа», - неустанно повторял Батюшка.
В Очах Божиих любовь к ближнему так ценна, что только она одна дает право верующим в Господа нашего Иисуса Христа называться чадами Божиими (Ин.3.1). Вот что говорил Свят. Иоанн Златоуст о христианской любви: «Кто любит ближнего своего, тот живет на земле как бы на Небе, наслаждаясь всегда спокойствием и сплетая себе тысячи венцов. Такой человек сохраняет душу чистою от ненависти и гнева, от зависти и гордости, от тщеславия и порочного пожелания и от всякого порока. Такой человек, еще находясь на земле, будет стоять наравне с Архангелом Гавриилом. Таков тот, кто имеет Любовь!»
Апостол Павел называет Любовь материю всех благ и предпочитает ее всем дарованиям. «Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи... И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы переставляти, любве же не имам, ничтоже есмь» (1 Кор. 13.1-2).
Поэтому Христос знаком искренней любви к Нему поставил любовь к ближнему: «Любиши ли Мя? - говорит Спаситель Апостолу Петру - паси овцы Моя» (Ин. 21.15-16).
Наивысочайшая любовь Батюшки к Богу и преданность Его Слову - «Любиши ли Мя, паси овцы Моя» - стали его Архиерейским призванием, а искренняя и жертвенная ко всему творению Божию Любовь - была по-настоящему Батюшкиной Архиерейской Панагией.
Панагия происходит от греческих слов весь и святый, поскольку первоначально панагия представляла ковчежец, содержащий в себе мощи многих святых. Панагия - она же Всесвятая еще и потому, что на ней изображается образ Пресвятой Богородицы.
Симеон Солунский дает значение Панагии на груди Архиерея: «Панагия означает печать и Исповедание Веры, а то, что она носится на груди, этим означается исповедание от всего сердца».
Весьма примечательно, что незадолго до своей блаженной кончины Батюшка Николай благословил доверенному и верному своему чаду Панагию, сказав: «Это моя Панагия, берегите ее». На ней был изображен образ Божией Матери «Знамение».
Этот образ Царицы Небесной особо почитаем в России, где икона и получила наименование «Знамение» - т. е. «знак Милости Богоматери». Этот образ был фамильной Святыней бояр Романовых, но особо значимым и многое объясняющим он стал в судьбе Святой Царской Седмерицы, Блистающей Божественным Светом Крестных Страданий за Святую Русь, изгладившей грехи Народа Русского Своею Мученической Кровию.
Все последние годы земного подвига св. Царственных страдальцев связаны именно с этим образом: «Были у «Знамения», поставили за Тебя свечки». - «Прошу Тебя, мой Ангел, поставь свечку Божией Матери «Знамение». - «Горячо молились у «Знамения». - «Спешу к «Знамению», потом в госпиталь». - «Высылаем Тебе образ Божией Матери «Знамение» и, наконец - «Помни о видении»...
После покушения, во время которого был ранен Царский Друг Старец Григорий, он открыл Августейшим Страдальцам грядущее: пройдет время, и Они, оставленные всеми, изгнанниками и пленниками будут отправлены в Сибирь, в Тобольск, на его родину. Сама Царица Небесная образом Своим «Знамение» будет сопровождать и укреплять Их на всем Крестном Пути... 30.07.1917, в день отъезда в Тобольск, Они со слезами молились перед Чудотворным образом, принесенным из Царскосельского Храма.
Государыня возложила к Иконе белые гвоздики, которые, освятив во время молебна в ее благодатных лучах, взяла с Собой в изгнание. Так начинался Скорбный Путь на Русскую Голгофу Царской Семьи.
В Тобольске Царственных узников встречает икона «Знамение» Божией Матери Абалацкая, святыня Сибирской земли... И так до последней страшной минуты Она будет сопровождать Св. мучеников. Множество икон - и больших, и маленьких, после свершившегося изуверского ритуального заклания Белого Царя обнаружат «сыны погибели» среди Царских Святынь... Вот когда сбудется реченное Царским Пророком Человеком Божиим Григорием:
«Поручаю Вас Ее Знамению»... Поэтому глубоко символично, что именно святой образ Божией Матери «Знамение» был Архиерейскою Панагией - то есть печатию Веры - Исповеднической Веры в Святую Русь - схиепископа Нектария. Так как не было большей любви к Царственным мученикам, чем у Батюшки Николая-Нектария, который еще девятилетним отроком сораспялся с Августейшими Избранниками, видя в духе Их Крестные Страдания.
«Среди распинаемых в Ипатьевском подвале я был самым маленьким», - со слезами свидетельствовал Старец.
Потому что именно он, Царский Архиерей, обладающий всей полнотой Апостольской Благодати и Власти, от лица Матери-Церкви был и остается мужественным защитником всего Царского, очищая от грязи и плевел лжи сияющие несказанным Светом Искупительного подвига имена Св. Царственных мучеников и Их Св. Друга Григория Ефимовича Распутина.
+ + +
Старец Павел (Груздев) рассказывал: «В лагерях и в гонениях, когда рухнули все правила, все указания по спасению, Веру сохранил тот, кто верил сердцем, тот и остался с Распятым Господом».
«Ибо Отец таковых ищет - поклоняющихся Ему Духом и Истиною. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, Духом и Истиною достоит кланятися» (Ин. 4. 23-24).
Поясняя слова Апостола Иоанна Богослова, Блаженный Феофилакт пишет: «В Духе употреблено для отличия от буквы, ибо в нас, христианах, действует уже закон не буквы, а Духа, потому что по слову Апостола Павла «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3.6)».
Вот и звучащее для нас Батюшкино:
«А я - Архиерей» - его благословение, его Благое Слово - Слово Жизни, открывающее нам дверь в Царство Небесное, наполняющее сердца наши Верой. - Живой, истинной и спасительной; исцеляющее благодатной силой души наша. Но не терпят современные фарисеи - саддукейские книжники это невместимое в них Слово. Безпокоит оно их... Жжет... Вот и хотят они «жигнуть» его, упрятать подальше. Знают, что это - Благое Слово - Слово Христа, укрепляющее и расслабленного. Знают, что так целить может только Одно Его Слово Жизни.
Так не уподобится наша душа тому расслабленному, что 38 лет в своем недуге лежал возле Иерусалимской купели, не имея человека, чтобы ввергнул его в воду, и исцелившегося по Слову Господа: «Восстани, возьми одр твой и ходи»... Но после исцеления - так проникшегося ревностию к букве закона и так старавшегося доказать фарисеям и книжникам, укорявшим его - «Почто в субботу одр твой носиши?» - свое послушание, что оказался среди «судей неправедных», восставших на исцелившего его Господа Иисуса Христа и ударившего по Лицу своего Спасителя, возмущаясь: «Тако ли отвечаеши архиерею».
Нет! Избави, Боже, нас от части иудиной!
«Велий Господь наш и велия Крепость Его,
и Разума Его несть числа»
Ровно через 80 лет с того момента, когда свмч. Митр. Вениамин пророчески возложил на отрока Николая Архиерейский Крест, на Острове другой Архиерей Божий, схимитр. Питирим (Нечаев), склонившись под Батюшкино благословение, снял с себя Архиерейский Крест, благословенный ему в особый жизненный момент Патриархом Алексием I - и возложил его на о. Николая.
Вот она - Альфа и Омега Архиерейства Батюшки - схиепископа Нектария.
В заключение приведу известные слова Старца Кирилла (Павлова) о Батюшке Николае: «Никто не знает, кто он!»
Сказанное о. Кириллом относится не только к Архиерейскому чину праведника, это относится и к той Небесной Славе, к Святости Ангела Небесного, для которого земля сделалась Небом.
А Святые не славят себя - «святые молчат - говорил Батюшка - они стараются сокрыться от мира».
Но нет ничего тайного, что не стало бы явным...
Во втором веке в Риме жил римский гражданин Ерма. Он оставил после себя книгу «Пастырь», которую читали древние христиане во времена служб. В наши дни - как Апостольское послание она читается в Храмах. В ярких видениях, ему посланных, Ерма получил пояснение смысла земной жизни, которая была названа «зимой». Верующие пренебрегают земной жизнию, они знают - впереди - весна.
«Вот, смотри, - сказано было Ерму, - зимой все деревья кажутся сухими и мертвыми, но наступит весна - Жизнь Будущего Века - и все расцветет, зазеленеет и обнаружится ясно, какое дерево было мертвым, а какое имело в себе жизнь. Это и есть Суд Божий, для одних - Страшный, а для других - Радостный».
Но случается иногда и так, когда среди лютого мороза, как на Введение во Храм Пресвятой Богородицы, происходит чудо Божие. Посреди заснеженных, сухих и, кажется, мертвых уже деревьев вдруг распускается несказанный «Крин Небесный», чтобы своим Божественным сиянием, своим благоуханием согреть все вокруг. Так и наши сердца были обогреты теплом и благоуханием от дивной «Лилии Небесной» - Блаженного Старца Николая - расцветшей в «ледниковый период» наших дней.
«Смирение о. Николая было так глубоко, что даже самое малое упоминание о себе он уже считал превозношением над ближним, непозволительным учительством», - воспоминает о дорогом Батюшке матушка Николая. Поэтому так ценно для нас каждое его слово. О себе Батюшка говорил только самое важное, только то, что необходимо для Жизни Вечной. - «Это тебе для Бога нужно или для людей? - спросил Батюшка, когда собирались уточнить «даты и цифры». «Богу даты не нужны, а все, что необходимо, я сказал».
«АРХИЕРЕЙСТВО МОЕ ДАВНЕЕ И ЗАКОННОЕ» И живет это Слово Старца в благодарных сердцах, почитающих отца Николая - Царским Архиереем, исповедником Веры Православной, молитвенником Земли Русской, смиренным схиепископом Нектарием.