31.10.2005: ТРИ ВСТРЕЧИ
Дьякон Андрей Кураев стал в свое время знаменит на либеральной волне осуждения русских людей, не желающих принимать ИНН, стремящихся смыть потоки лжи с исторических образов первого Помазанника Божия Царя Иоанна Грозного и Друга Царской семьи Григория Распутина.
Сейчас у о. дьякона новая стезя. Ему стали мешать "бабушки в белых платочках", спасшие, по словам Патриарха Алексия, Русскую Церковь. При любом удобном случае он смешивает их с грязью, чуть ли не утверждая, что в них погибель Церкви. Почему? Ответ в публикуемой ниже статье, как и ответы на некоторые другие вопросы, связанные с "миссионерской деятельностью" отца Андрея.
Много за последний год мне довелось поездить по городам русским, участвовать в фестивалях, праздниках, крестных ходах...
И три раза нос к носу сталкивался я с очень известным человеком, которого одни боготворят, а другие активно не принимают...
Первая встреча с диаконом Андреем Кураевым произошла в 2003 г. в Дивееве, на торжествах 100-летия прославления преп. Серафима Саровского. Я был приглашен молодежной организацией "Общее дело" для участия в культурной программе молодежного паломнического лагеря, отец диакон в этом же лагере читал свои лекции.
Одна из лекций была посвящена вопросу о богослужении на русском языке. Диакон Андрей первым делом заверил всех, что сам он любит церковнославянский безмерно. Что, мол, только последний лентяй не может выучить 10 слов, которыми церковнославянский отличается от русского. Но, говорил он, поскольку есть у нас люди, которые упорно ссылаются на непонятность богослужения и поэтому не идут в храмы, вот для них-то и следует сделать, по терминологии о. Андрея, "храмы-шлюзы" со службой на русском. Он предложил направлять в эти храмы провинившихся священников, чтобы они, бедные, в наказание служили на русском... Идея профессора понятна. Глупо идти напролом - не поймут. Лучше прикинуться своим, предложить хитрую приманку, а там, глядишь - коготок увяз и всей птичке пропадать...
- А что, - продолжал отец диакон, - ведь служат на Украине на украинском языке, и ничего страшного! И тут произошла занятная сценка. О. Андрей не учел, что в Дивееве православные собрались со всего мира. Случилось так, что почти половина сидевших перед ним была украинцами.
- "Простите, отец Андрей, но у нас на Украине по-украински служат только раскольники!" - сказала женщина, поднявшись с места.
- "А я точно знаю, что у вас служат на украинском!" - уверенно ответствовал о. Андрей.
С места поднимается пожилой батюшка. "Отец Андрей, я служу на Украине, у нас по-украински служат только раскольники!" - вторит он словам женщины. С мест раздается множество голосов, поддерживающих его.
Отец диакон похож на факира, у которого сорвался ловкий фокус. Он раздраженно бросает: "А я беседовал с вашим митрополитом, и он мне сказал, что служат!"
Но на этот раз номер не прошел. Эта встреча закончилась очень знаменательно. Две пожилые женщины попросили о. Андрея уйти и не морочить людям голову. Он же, апеллируя к собравшейся молодежи, браво заявил, что вот с такими темными бабушками он и борется. Чуть позже эти "бабушки" подошли с иконами в руках и стали молиться. Вскоре у о. Андрея зазвонил мобильник, и он, быстро переговорив, сорвался с места и был таков. "Яко исчезает дым..."
Но потом были еще лекции в этом лагере. Мы услышали от профессора богословия массу интересных вещей. Были привычные уже заклинания в адрес "православной интеллигенции", без которой наша Церковь не выживет. Были удивительные для православного человека противопоставления богословия и молитвенного делания. А мы-то думали, что кто не молится, тот не богослов... Конечно же, было много теплых слов в адрес Гарри Поттера. Были интересные рассуждения по поводу ИНН - "номер совершенно безобидный, но я лично его брать не буду". Были - накануне крестного хода из Сарова в Дивеево - нападки на крестные ходы. О. Андрей заявил, что апостолы бы ничего не добились, если бы они ходили с крестными ходами. Следующая лекция была демонстративно назначена на время крестного хода. Характерным моментом было то, что на эти лекции активисты "Общего дела" молодежь буквально загоняли - перед началом лекций они носились по палаткам и грозно вопрошали: "А вы почему не на лекции? Немедленно собирайтесь!"
Вторая встреча с о. Андреем случилась через год, в июне 2004 г., в Саратове, на Съезде православной молодежи.
Профессор богословия выступил с занятной инициативой - он предложил заняться выращиванием новой русской православной элиты. Чтобы через некоторое время заняли свои места православные политики, бизнесмены, предприниматели и спасли Россию. Так и виделись мне похожие на отца диакона профессоры, выращивающие в пробирках православных олигархов... Боюсь, что если профессор всерьез возьмется за выращивание "новой православной элиты", нам всем не поздоровится.
Также профессор поразил воображение публики преоригинальнейшей мыслью - монархии, симфонии Церкви и государства больше не будет, да и быть не должно! Дескать, когда Православие было ещё в младенчестве, ему нужна была нянька-государство. А нынче мы должны быть сами с усами и действовать в любой обстановке независимо от государственного строя. Посему, заявил о. диакон, оставьте пустые надежды о православном Государе, "добьемся мы освобожденья своею собственной рукой"... Правда, в этом сумбуре нелегко найти логику - если так, то зачем нужна вышеупомянутая "русская православная элита"? Или все-таки именно Православный Государь поперек горла о. Андрею?
Впрочем, подобные размышления вполне в его духе. Помнится, о. диакон вполне приветствовал глобализм, рассуждая, что мы должны быть сильными и выживать в "открытом" мире, не боясь внешних влияний. Думаю, что любой садовод-любитель поймет ошибочность таких разсуждений. Хочешь вырастить красивый цветок - так и сорняки надо пропалывать, и поливать, и удобрять, и от стужи укрыть... А сами по себе вырастут разве что крапива да репейник. Ну, а души человеческие посложнее цветочков растить.
...Во время своего доклада о. Андрей через слово цитировал Толкиена, словно одного из величайших богословов. По крайней мере, он сказал, что лучшее описание монашества он нашел во "Властелине Колец". Вероятно, это его самая любимая книга. Далее профессор выказал своё недовольство русскими иконами. В них, видите ли, трактуется неправильное отношение к святыне - Евангелие Спаситель держит не просто в руках, а через белый платок, чтобы не испачкалось. О. Андрей, называющий свою стезю "агрессивным миссионерством", привычно уповал на интеллигенцию, протестовал против "засилья бабушек". По поводу уже всем надоевшего Гарри Поттера профессор заявил: "У меня к нему только одна претензия - он, сволочь, мои очки спёр!". Действительно, свои характерные круглые очки о. Андрей носит уже очень давно, но, думается, что-то еще должно роднить о. диакона и нашумевшего героя, уж больно профессор богословия к нему неравнодушен... А на следующий день о. Андрей выступал на антисектантском митинге-концерте в центре Саратова. Лейтмотивом его речи был лозунг - "Включайте мозги!". Не спорю, дело хорошее, но только стоит ли включать мозги, забыв "включить" сердце?
Третья встреча была совсем недавно, на международном фестивале православной бардовской песни в Витебске. Предполагалось, что гала-концерт завершит выступление о. Андрея Кураева и выступление группы "Алиса" во главе с К. Кинчевым. Однако Кинчев на фестиваль не приехал, и о. диакон выступал один. Он был мрачнее обычного, концерт ему явно не понравился. Он поведал зрителям, что услышал песни и белые, и серые, и даже богоборческие. Опять досталось "бабушкам" - профессор заявил, что сделает все, чтобы слова "Церковь" и "старухи" не воспринимались как синонимы. Бедные наши "бабушки" - глядишь, их и в церковь скоро пускать не будут...
А после концерта отец благочинный пригласил на банкет лауреатов фестиваля, членов жюри, батюшек и, конечно, о. Андрея Кураева. Одно дело - слушать его речи, иное - видеть его лицом к лицу, ощущать его рядом. О. Андрей был мрачен. Он сидел за праздничным столом в полурасстегнутом подряснике, имевшем какой-то несвежий вид, и ежеминутно чесал голову. В присутствии о. благочинного, батюшек, матушек, членов жюри и артистов диакон Андрей допускал выражения, приличествующие разве что в подворотне, причем эти слова относились к другому священнику. До нецензурных слов дело не дошло, но цитировать то, что он сказал батюшке, язык не поворачивается. Один из членов жюри спросил у о. Андрея, что он имел в виду, когда сказал, что слышал на концерте "богоборческие песни". О. Андрей на секунду замялся, и ему на помощь пришел только что униженный им батюшка, сказав, что имеется в виду "богоборчество в хорошем смысле"(?!). При этом батюшка и о. диакон переглянулись и понимающе улыбнулись друг другу...
Было не по себе от ощущения, что витебский о. благочинный, замечательный батюшка, добрый, статный, словно былинный русский богатырь, околдованный злым колдуном-карликом, боится и буквально трепещет в присутствии о. Андрея! Видно, стоят за спиной диакона немалые силы, готовые стереть в порошок тех, кто посмеет ему перечить. За столом профессор богословия просидел недолго и вскоре, ни с кем не попрощавшись, уехал.
Нельзя отказать о. Андрею в невероятной работоспособности. Он неустанно колесит по Святой Руси по схеме "Фигаро здесь - Фигаро там". Он горячо проповедует свои идеи и находит своих последователей. Он не похож на человека, отрабатывающего заказ, и проповедует горячо и искренно, хотя и порой весьма сумбурно.
Но общая картина, вырисовывающаяся из его проповеди, не радует. О. Андрей убеждает нас, что тот "новый русский православный интеллигент", который, по его мысли, есть надежда и опора нашей Церкви, не имеет ничего общего со "старой гнилой интеллигенцией", жаждавшей революции, в безумии раскачивающей алтарь и престол. Но если вдуматься, чем этот "новый русский православный интеллигент" отличается от "старого"? Только тем, что он вроде бы "православный". А по нутру - такой же.
Потому что глубинное свойство так называемой "интеллигенции" в том, что им всегда все не так. Им надо поднять бучу по любому поводу. И служба этим господам не на том языке, и иконы у нас неправильные, и крестные ходы ни к чему, и бабушек многовато. Гарри Поттер и властелин колец им милее русских сказок и св. отцов, а сатанинский номер идентификационного кода им нипочем. Им не понятно, что Царство Божие - не от мира сего. До них не доходит, что у Господа один убогий старец сильнее миллиона здоровячков-умников.
Интересно, что наша современная церковная жизнь показывает полную несостоятельность взглядов героя этой статьи. Я много езжу с концертами по разным приходам и всюду вижу одну и ту же закономерность - там, где батюшка строгий, где все по-серьезному, где службы приближаются по уставу к монастырским, где в чести знаменный распев - приходы огромные и молодежи хоть отбавляй! И в этом нет никакого парадокса - как сказал один мудрый человек, "молодежь сейчас пошла в храмы, потому что ее всюду обманывают, а в Церкви - нет". Но если молодой человек пришел в Церковь за Истиной, за настоящим, если он убежал от фальшивой и опостылевшей "тусовки", а его встречает "современный" батюшка словами: "Круто, чувак! Вписывайся в нашу тусню, у нас здесь ништяк!" - то он, несомненно, решит, что и здесь "не как лучше, а как всегда"...
Все мы должны со всяким вниманием и страхом задуматься о возможности "прельщения избранных". Враги наши на примере века прошлого убедились, что в лобовую атаку Православие не возьмешь. И хотят подъехать к нам на кривой козе - развратить, растлить изнутри, незаметно вместо драгоценностей подсунуть фальшивые стекляшки. Но будем надеяться, что русский народ, с его "загадочной русской душой", которой, несмотря на лекции профессора, милы и наши чудесные церковные бабушки, и церковнославянский язык, и наши древние иконы, и крестные ходы, и грядущий наш Православный Государь, не соблазнится.
Сергей ПЕТРОВ